Grodno

The picturesque river Neman flows through the territory of Russia, Lithuania and Belarus. Many cities sprawled on its shores. And one of them is Grodno which is located almost near the border with Poland and Lithuania. Known since the time of the “The Tale of Igor’s Campaign”, it has always been a major center of commerce, crafts, and arts; It was also the capital of the principalities, and the regional center. Now Grodno is also the administrative center of the region, an important intersection of transport routes and an interesting tourist site.

Border Checkpoints

BORDER CHECKPOINT

You can cross the State border of the Republic of Belarus with the Republic of Poland at the checkpoints:

  • Kuznica(PL)-Bruzgi(BY) 

with the Republic of Lithuania at checkpoints:

  • Raigardas(LT)-Privalka(BY)

History of Grodno

On the banks of the Neman one of the most picturesque rivers in Europe, the ancient Grodno city  has been standing for 900 years. The long city history  is rich and diverse of events. The city was founded by Eastern Slavs in XII century . The first mention of the city refers to 1127/1128.

At the end of the XIII century. Ancient Goroden became an important political, cultural and social center, as well as a major handicraft and trading city of Eastern Europe.

But especially the importance of Grodno increased in the second part of   fourteenth century, when the city was already part of the Grand Duchy of Lithuania. Grand Duke Vitovt founded his personal residence here and moved his capital. The capital status of Grodno retained several centuries.

After the Union of Lublin in 1569 Grodno became part Rzeczpospolita. From the XVI to XVIII centuries was one of its most important political and social-cultural centers.

After the third partition of the Polish-Lithuanian Commonwealth in 1795, it became part of the Russian Empire. 1801 it became the center of the Grodno province.

The accession to the Russian Empire and the inclusion of Grodno in the All-Russian market contributed to the further development of the city’s economy. In 1803 was completed reconstruction of the Oginsky Canal, which connected the basins of the Dnieper and the Neman. Grodno pier became one of the largest of the Neman banks.

On June 28, 1812, during the Russian-French War of 1812, the right wing troops of the Great Army of Napoleon Bonaparte entered Grodno. In general the Catholic community of the city welcomed the arrival of French troops. Who promised to restore the independence of the Lithuanian principality. The defeat of the Great Army of Napoleon in the war of 1812 against Russia marked the beginning of the collapse of the European empire of Napoleon I.

After the abolition of serfdom in Russia in 1861, Grodno developed as one of the largest industrial centers of the North-Western region.

During the First World War, it was occupied by the troops of Kaiser Germany. Under the terms of the Treaty of Riga from 1921 to 1939. was part of Poland and was the center of of Belostok province.

The Second World War for Grodno began in the autumn of 1939. In the same year, the unification of Western and Eastern Belarus took place, and the city became part of the unified Belarusian state.

And yet in 1944 Grodno became the center of the Grodno region

Grodno today

Today Grodno is one of the oldest cities in Belarus located on the banks of the Neman River. In the former Soviet Union it was widely known for its memorials, historical landmarks, monuments, theaters, churches and museums. In addition to its high cultural value for the country, Grodno is one of the largest industrial centers of the western region of Belarus.

Unlike other cities of Belarus, Grodno has preserved most of the historical buildings.

The historic center of the city covers an area of 300 hectares and is a monument of town planning and history. Grodno is the only city in Belarus in which the outlines of the historical center have remained unchanged. The historical center of Grodno is an architectural monument of the 18th — 19th centuries. The town-planning composition of the center was formed taking into account the natural landscape – hills, floodplains of rivers and ravines.

Безвизовый въезд в Беларусь

Посети Гродно и Брест до 10 дней

Заказать

Безвизовый въезд в Беларусь

Посети Гродно и Брест до 10 дней

Заказать

Безвизовый въезд в Беларусь

Посети Гродно и Брест до 10 дней

Заказать

Безвизовый въезд в Беларусь

Посети Гродно и Брест до 10 дней

Заказать
Grodno

Живописная река Неман протекает по территории России, Литвы и Беларуси. Множество городов раскинулось на ее берегах. И один из них — Гродно, расположенный почти у самой границы с Польшей и Литвой. Известный еще со времен «Слова о полку Игореве», он всегда был крупным центром торговли, ремесел, искусств; побывал и столицей княжеств, и областным центром. Сейчас Гродно также является административным центром области, важной точкой пересечения транспортных путей и интересным туристическим объектом.

Пункты пропуска

ПОГРАНИЧНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА

Пересечь Государственную границу Республики Беларусь с Республикой Польша можно в пунктах пропуска:

  • Лесная (Рудавка),
  • Брузги (Кузница Белостоцкая),

с Литовской Республикой – в пунктах пропуска:

  • Привалка (Швяндубре)
  • Привалка (Райгардас)

История Гродно

На берегах Немана – одной из живописнейших рек Европы – вот уже почти 900 лет стоит древний город Гродно или летописный «Городень». Богата и разнообразна событиями многовековая история Гродно. Город был заложен восточными славянами, древними дреговичами и волынянами в XII в., на стыке балтийских и славянских земель.  Первые упоминания о городе относятся к 1127/1128 гг.

Уже в конце XIII в. древний Городень стал важным политическим, культурно-социальным центром, а также крупным ремесленным и торговым городом Восточной Европы.                           

Но особенно значимость Гродно возросла во 2-й пол. ХIV в., когда город уже входил в состав объединенного балто-славянского государства – Великого княжества Литовского и великий князь Витовт основал здесь личную резиденции, а по существу, перенес сюда свою столицу. Столичный статус Гродно сохранял несколько столетий.

После заключения Люблинской унии в 1569 г. Гродно вошел в состав объединенного государства между Польшей и ВКЛ – Речь Посполитую, и с XVI по XVIII вв. был одним из его важнейших политических и социально-культурных центров.   

После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г. вошел в состав Российской империи, а с 1801 г. стал центром Гродненской губернии. 

Присоединение к Российской империи и включение Гродно во всероссийский рынок способствовало дальнейшему развитию экономики города. Продолжали развиваться мануфактуры, в том числе работающие на вольнонаёмном труде. В 1803 году завершены работы по реконструкции канала Огинского, соединившего бассейны Днепра и Немана, после чего гродненская пристань стала одной из крупнейших на Немане.

28 июня 1812 года, во время русско-французской войны 1812 года, в Гродно вступили войска правого крыла Великой армии Наполеона Бонапарта. В целом католическая община Гродненщины приветствовала приход французских войск, обещавших восстановление независимости Литовского княжества. Гродно на короткое время вошёл в состав Литовского герцогства; Поражение Великой армии Наполеона в войне 1812 года против России положило начало крушению европейской империи Наполеона I.

После отмены в России крепостного права в 1861 году Гродно развивался как один из крупнейших промышленных центров Северо-Западного края.

Во времена Первой мировой войны оккупирован войсками кайзеровской Германии. По условиям Рижского договора с 1921 по 1939 гг. входил в состав Польши и был центром повета Белостокского воеводства.

Вторая мировая война для Гродно началась уже осенью 1939 г. В этом же году произошло объединение Западной и Восточной Беларуси, и город вошел в состав единого белорусского государства.

А уже в 1944 г Гродно становится центром Гродненской области 

Гродно сегодня

Сегодня Гродно это один из старейших городов Беларуси, располагающийся на берегах реки Неман. На пространстве бывшего Союза он широко известен своими мемориалами, историческими достопримечательностями, памятниками, театрами, церквями и музеями. Кроме высокой культурной ценности для страны, Гродно представляет собой один из самых крупных промышленных центров западного региона Беларуси.

В отличие от других городов Белоруссии в Гродно сохранилось большинство исторических построек. Это произошло по причине того, что во время Великой Отечественной войны немцы взяли город за три дня и не подвергли его значительным бомбардировкам

Исторический центр города занимает площадь 300 гектаров и является памятником градостроительства и истории. Гродно — единственный в Белоруссии город, в котором очертания исторического центра сохранились в неизменном виде. Исторический центр Гродно — памятник архитектуры XVIII—XIX веков. Градостроительная композиция центра формировалась с учётом природного ландшафта — холмов, пойм рек и оврагов.